
| О
компании |
Статьи |
Новости |
Закупки/ Реализация | Контакты |
|
|
|
Инженер по
наладке ООО
«ВАСТ-Новосибирск»
|
|
В.С.Азаревич
|
г.Искитим
октябрь 2007
В
октябре
2007г
была
произведена
работа
по
виброобследованию
состояния
воздуходувки
ст.№1
очистных
сооружений ФГУП
«НЗИВ». Данная работа проводилась с
целью определения
причин повышенной вибрации подшипниковых опор агрегата.
Измерения
проводились
виброанализатором
СД-12м,
производства
ООО
«Ассоциация
ВАСТ»
(г.Санкт-Петербург),
зав.№616,
свидетельство
о
поверке
№009003
от
27.04.2007г. Обработка и анализ
данных
проводились при помощи программного обеспечения мониторинга и
диагностики DREAM-E.
|
|
Измерение
вибрации
подшипниковых
опор
агрегата производилось
в трех взаимно перпендикулярных направлениях (вертикальное, поперечное,
осевое) согласно ГОСТ ИСО 10816-1-97. Фазовый отметчик установлен в
угол 0о. Поперечное направление 90о. |
Согласно
требований
ГОСТ,
вибрация
опор
ЭД
нормируется
в
единицах
среднеквадратичного
значения
виброскорости,
мм/сек
в
стандартной полосе частот (10 – 1000
Гц).
Уровни
сигнализации
для
электродвигателя
приняты
согласно
ГОСТ
10816-3-99
«Контроль
состояния
машин
по
результатам
измерения
вибрации на невращающихся
частях».
Зона
А
–
в
эту
зону
попадает,
вибрация
новых
машин,
вводимых
в
эксплуатацию.
Зона
В
–
машины,
вибрация
которых
попадает
в
эту
зону,
обычно
считают
пригодными
для
эксплуатации без ограничения сроков.
Зона
С
-
машины,
вибрация
которых
попадает
в
эту
зону,
считают
непригодными
для
длительной
непрерывной
эксплуатации. Такие машины могут функционировать
ограниченный
период времени до ремонтных работ.
Зона
D –
уровни
вибрации в данной зоне обычно могут
вызвать серьезные повреждения машин.
|
Зона
сигнализации |
СКЗ
виброскорости,
мм/с |
|
В
(норма) С
(предупреждение) D
(авария) |
До
4,5 мм/с 4,5
–
7,1
мм/с Более
7,1
мм/с |
Для
диагностики
агрегата
применялись
измерения
частотного
состава
вибрации
в
различных
полосах
частот
по
параметрам
виброперемещение, виброскорость,
виброускорение, данные амплитуды/фазы, специальные диагностические
измерения
(спектр огибающей, анализ формы сигнала).
Виброисследование
проводилось
по
следующей
программе:
1.
Замер
вибрации опор агрегата в номинальном режиме, проведение диагностических
измерений.
2.
Замер
вибрации опор ЭД отдельно от воздуходувки.
3.
Проверка
состояния опорной системы, контроль боя вала ЭД, воздуходувки. Проверка
центровки агрегата.
4.
Обработка
полученных данных.
Данные
замера
СКЗ
виброскорости
в
стандартной
полосе
частот
с
указанием
уровня
сигнализации
согласно
ГОСТ
приведены в табл.1.
Таблица
1.
Данные
общего
уровня
СКЗ
виброскорости
в
стандартной
полосе
частот.
|
Точка.
измер. |
Дата
посл.
измер. |
Ve,
мм/с |
Сигнализация |
|
Подш.1_В |
09.10.2007 |
4,2 |
В
норме |
|
Подш.1_Г |
09.10.2007 |
8,5 |
Авария |
|
Подш.1_О |
09.10.2007 |
4,6 |
Предупреждение |
|
Подш.2_В |
09.10.2007 |
4,0 |
В
норме |
|
Подш.2_Г |
09.10.2007 |
5,1 |
Предупреждение |
|
Подш.2_О |
09.10.2007 |
9,9 |
Авария |
|
Подш.3_В |
09.10.2007 |
11,0 |
Авария |
|
Подш.3_Г |
09.10.2007 |
14,8 |
Авария |
|
Подш.3_О |
09.10.2007 |
7,2 |
Авария |
|
Подш.4_В |
09.10.2007 |
34,5 |
Авария |
|
Подш.4_Г |
09.10.2007 |
9,8 |
Авария |
|
Подш.4_О |
09.10.2007 |
5,1 |
Предупреждение |
Таблица
2.
Уровень
пикового
значения
ускорения
в
полосах
частот
5-10
КГц
и
10-25КГц.
|
Точка
измерения |
Дата
посл.
измер. |
5-10КГц |
10-25КГц |
|
подш
1 |
09.10.2007 |
174 м/c^2 |
130 м/c^2 |
|
подш
2 |
09.10.2007 |
447 м/c^2 |
1051 м/c^2 |
|
подш
3 |
09.10.2007 |
413 м/c^2 |
517 м/c^2 |
|
подш
4 |
09.10.2007 |
399 м/c^2 |
409 м/c^2 |
подшипник 1
Высокий
уровень
оборотной
составляющей,
в
частотном
составе
вибрации
наблюдаются
гармоники
частоты
вращения.
Спектр вибрационного
сигнала по параметру СКЗ виброскорости, мм/с подшипника 1 в поперечном
направлении приведен на рисунке 2. При
пуске ЭД отдельно высокие значения оборотной составляющей сохраняются.
Повышенный уровень виброускорения, скорее всего, является следствием
дефекта
подшипника 2.

Рис.2
Спектр
вибрации
подшипника
№1
в
поперечном
направлении,
Ve,
мм/с.
подшипник 2
Аварийный
уровень
виброускорения,
вход
прибора
при
измерениях
был
перегружен,
в
результате
чего,
в
спектре
огибающей
значительные пики отсутствуют. В прямых спектрах присутствуют пики на
частотах
дефекта наружного кольца и тел качения.

Рис.3
Спектр
вибрации
подшипника
№2
в
поперечном
направлении,
Ve,
мм/с. Маркером обозначен пик на
удвоенной частоте дефекта тел качения.
Данные
амплитуды/фазы
(табл.2)
при
пуске
ЭД
отдельно
указывают
на
наличие
на
роторе
ЭД
дисбаланса.
Таблица
2.
Данные
оборотной составляющей вибрации
подшипниковых опор ЭД, размах
виброперемещения мкм/угол, градус.
|
Направление |
Подшипник
1 |
Подшипник
2 |
|
Вертикальное |
45/217 |
80/322 |
|
Поперечное |
140/80 |
170/113 |
|
Осевое |
- |
|
подшипник 3
Во
всех направлениях высокий уровень
вибрации на частоте вращения, остальные составляющие незначительны. Спектр вибрационного сигнала по параметру СКЗ
виброскорости, мм/с подшипника 3 в поперечном направлении приведен на
рисунке 4. Повышенный уровень
виброускорения, в спектре
огибающей (рис.5) наблюдаются пики на частоте дефекта наружного кольца
и ее
гармониках.

Рис.4
Спектр
вибрации
подшипника
№3
в
поперечном
направлении,
Ve,
мм/с.

Рис.5
Спектр
огибающей
сигнала
вибрации
подшипника
№3.
Маркером
обозначены
пики
на
частоте
дефекта
наружного
кольца и ее гармониках.
подшипник 4
Высокий
уровень
оборотной
составляющей,
остальные
составляющие
незначительны.
В
спектрах
наблюдается
низкочастотный
шум,
характерный
для
задеваний.
Спектр
вибрационного
сигнала
по
параметру
СКЗ
виброскорости,
мм/с
подшипника
4 в
поперечном направлении приведен на рисунке 6. Повышенный
уровень
виброускорения,
в
спектре
огибающей
(рис.7)
наблюдаются
пики
на
частоте
дефекта
наружного
кольца и ее гармониках.

Рис.6
Спектр
вибрации
подшипника
№4
в
поперечном
направлении,
Ve,
мм/с.

Рис.7
Спектр
огибающей
сигнала
вибрации
подшипника
№4.
Ротор
компрессора
имеет
значительный
дисбаланс,
распределенный
по
2-ой
форме
(кососимметрично),
высокая
вероятность
появления
дисбаланса
в
результате теплового прогиба вала из за
задеваний в
районе подшипника 4.
проверка боя вала,
центровки агрегата.
Бой
полумуфты
ЭД
достигает
значения
0,11мм,
бой
полумуфты
компрессора
0,02мм.
Центровка
агрегата:
|
|
0,3 |
|
|
0 |
0 0,24
0,5 |
0,45 |
|
|
0,15 |
|
|
ВЫВОДЫ |
РЕКОМЕНДАЦИИ
|